«Мы жили тогда на планете другой», — писал поэт о разнице между поколениями. Действительно, бывшие курсанты Оренбургского высшего зенитно-ракетного училища и нынешние президентские кадеты – обитатели не только разных времен, но и разных миров. И всё же есть у нас общее: многие кадеты – дети офицеров-выпускников «зенитки», у нас одна территория, доставшаяся по наследству от других поколений военных людей и, наконец, многие ребята мечтают в будущем стать офицерами.
Мы хотели побльше узнать о бывших курсантах и о том, что они думают о нас. В поисках собеседников долго ходить не пришлось: одни – наши постоянные гости и друзья, другие – наши наставники и педагоги. Каждому из них мы задали одни и те же вопросы. И вот что услышали в ответ.
- Расскажите вкратце Вашу биографию.
- Офицер – это просто профессия или особое состояние души?
- Что необходимо воспитывать в себе кадету, чтобы стать настоящим офицером?
- Вы тоже учились в училище, были курсантом. Какое событие запомнилось Вам больше всего?
- Оренбургское высшее зенитно-ракетное училище Ваших времен и нынешнее Оренбургское президентское училище – в чем сходство и различия? Сравните курсантов и кадет.
Владимир Васильевич Дёмин, генерал-майор, бывший начальник ОВЗРКУ.
1. – Я родился в 1952 году в Свердловской области. Рос в семье строителей и потому много путешествовал по стране. С 1961 года живу в Оренбурге. Здесь закончил среднюю школу №52. После этого год работал на аппаратном заводе токарем, а потом поступил в ОВЗРКУ. Закончил его в 1974 г. С этого времени служил в войсках противовоздушной обороны. Прошёл путь от командира взвода до начальника войск противовоздушной обороны Сибирского военного округа. В 2005 году прибыл в Оренбург и вступил в должность начальника ОВЗРКУ. Командовал им до закрытия в 2008 г. С 2009 года работаю первым заместителем министра социального развития Оренбургской области.
2. – На своем веку я повидал немало людей, которые носили офицерские погоны, и сделал для себя однозначный вывод: тот, кто просто приходил в профессию, так же просто и уходил из неё. Тридцать восемь лет моей армейской жизни это не работа, не профессия, не ремесло, а особое служение, особый образ жизни и, конечно, особое состояние души.
3. – Ребятам, которые хотят в будущем стать офицерами, я бы посоветовал прислушаться к себе: любят ли они родину настолько и так крепко, что готовы защищать её, служить ей, отдавать всё свое время, силы, а если надо, то и жизнь? Надо расти горячими патриотами, тогда профессия военного будет не долгом, не повинностью, а священным и радостным, хотя и трудным делом и счастливой судьбой. У вас кадеты учатся пять лет. За это время вполне можно воспитать в себе многие качества, необходимые боевому офицеру. Всё остальное вам дается просто даром: великолепная материально-техническая база, прекрасные бытовые условия. Этого не найти ни в одном другом учебном заведении. Поэтому не учиться на «хорошо» и «отлично» здесь просто нельзя.
4. – Всегда запоминается начало. Кадеты тоже это знают. Первые месяцы новой, курсантской жизни, наверное, самый памятный период становления личности, когда понимаешь, что в твоей судьбе наступили перемены, которые изменят тебя самого и что надо изменяться, потому что ради этого ты и пришел сюда. Когда это осознаешь, становится легче и ты начинаешь идти к поставленной цели. В этот момент некоторые понимают, что сделали ошибочный выбор и покидают училище, а другие только укрепляются духом и телом. Такое было и у нас, и у вас, наверное, есть и всегда будет.
5. – Сходство в том, что у курсантов и кадет одна общая, исконно военная территория. Здесь уже в 19 веке было юнкерское казачье училище. Потом – в 20-е годы прошлого века — пулемётное, перед Великой Отечественной войной — зенитно-артиллерийское, потом зенитно-ракетное, а теперь кадетское. Нас объединяет общая территория, общая история, общие традиции, преемниками которых вы, кадеты, являетесь. А разница в том, что в наше время образовательный процесс был подчинен изучению военной науки. Здесь всюду стояла военная техника, классы были оборудованы для военного дела. Все ребята, учившиеся в «зенитке», носили военную форму. У вас нет такой определённой ориентации на военное воспитание. Вы в будущем можете выбирать любую профессию. Но различия стираются, когда мы говорим об общности цели. И у нас и у вас она одна: быть полезным родине и служить ей верой и правдой на любом поприще.
Николай Григорьевич Мирошниченко, председатель совета «Содружества оренбургских зенитчиков», начальник отдела кадров ООО «Газпром подземремонт Оренбург», полковник запаса, бывший заместитель начальника ОВЗРКУ им. Г.К. Орджоникидзе.
1. — Я родился в 1956 году в селе Янгиз-Марьевка. После школы в 1973 г. поступил в ОВЗРКУ. После окончания учебы был направлен для прохождения дальнейшей службы в Дальневосточный военный округ. Отслужил десять лет и с должности командира отдельного зенитно-ракетного дивизиона поступил в Военную академию войсковой противовоздушной обороны им. Маршала СССР А.М. Василевского. После окончания проходил воинскую службу в Западной группе войск в Германии, после вывода войск прибыл служить в ОВЗРКУ. Был преподавателем, заместителем начальника учебного отдела, начальником учебного отдела и шесть лет – заместителем начальника ОВЗРКУ. Уволен в запас в 2007 г. сейчас работаю в структуре Газпрома.
2. – У меня есть такое убеждение, что за деньги нельзя лечить, учить и Родину защищать. Поэтому, чтобы быть настоящим офицером надо иметь призвание. Так же, как и учителем, врачом…
3. – Надо в первую очередь быть настоящим гражданином своей страны – честным, смелым, добрым, умным, сильным – словом, обладателем и носителем самых лучших мужских качеств. Их и надо воспитывать в себе с детства и развивать в ходе учёбы.
4. – Событий памятных было очень много. Одно из них, первое, очень яркое – поступление в училище. Ещё – принятие присяги. Далее – вступление в ряды Коммунистической партии СССР, окончание училища… Естественно, получение диплома и офицерских погон.
5. – ОВЗРКУ и ОПКУ в моем представлении соотносятся между собой, как родители и дети. ОВЗРКУ в свое время стало преемником славы своих предшественников, теперь ее наследниками стало первое президентское кадетское училище. Мы проводим здесь совместные мероприятия, в 2011 году отметили 75 годовщину со дня образования ОВЗРКУ. Кадеты приняли в самое активное участие и порадовали несколько тысяч гостей своей подготовкой, выучкой, а также знанием военных дисциплин, своими талантами и разносторонними дарованиями.
Андрей Николаевич Киселёв, заместитель директора училища по воспитательной работе.
1.- Родился я в 1965 году в Волгоградской области в крестьянской семье. Был младшим из трёх братьев. Пошёл по стопам старшего – поступил в 1982 году в ОВЗРКУ. До этого здесь учился и мой дядя. Так что оренбургская «зенитка» — это «гнездо» Киселёвых-офицеров. Я стал лейтенантом в 1986 году. Начинал армейскую стезю начальником расчета зенитно-ракетной службы, два года служил в войсках, а с 1986 г. работал с курсантами училища — до его закрытия в 2008 году. С момента образования Оренбургского президентского работаю уже с кадетами.
2. – Каждый это понимает по-своему. Для меня – однозначно, состояние души. Просто носить форму и быть офицером – не одно и то же. Офицерство это и внутреннее состояние и ощущение, и отношение к тебе со стороны семьи, близких и просто посторонних. Это большая ответственность, потому что, глядя на тебя, люди должны видеть и уважать звание и статус российского офицера. Это понятие для меня священно.
3. — Таких качеств много: преданность делу, готовность к высокому служению, порядочность, трудолюбие, терпеливость, умение понимать других людей, высокая культура поведения… Можно долго перечислять, но без этого настоящего офицера не бывает.
4. – Одно из ярких впечатлений – расставание с матерью после того, как стал курсантом. Посадили нас в кузов ГАЗ-66 и поехали мы в учебный центр в Павловские лагеря. А я смотрел на мать, стоявшую у КПП, и по лицу текли слёзы. В тот момент особенно остро понял, что она для меня значит, а ещё что закончилось детство, и надо становиться взрослым и самостоятельным. С тех пор скучал и сейчас скучаю по дому. Это хорошее чувство, от него не надо отказываться.
5. – Мы были всё-таки взрослее. Общее у нас – военная земля, на которой испокон времён в Оренбурге стояли военные, здания корпусов, традиции и слава наших предшественников. Разница в том, что кадеты находятся, можно сказать, в тепличных условиях, они более защищены социально, у них практически нет материальных проблем. А курсант – это человек уже социально ответственный, потому что принял присягу, подчиняется уставам и несет службу с боевым оружием. Из нас воспитывали солдат по определению. В случае с кадетами мы пока не знаем, кто кем станет в большой жизни. Надеемся, что на любом поприще вы будете преданы Родине и своему училищу.
Сергей Николаевич Краснов, руководитель общего отдела училища.
1. – Я родился в Оренбурге в 1971 г. в семье военнослужащего. Это обстоятельство позволило мне изучать географию страны и даже Европы не по учебникам, а в реальных обстоятельствах: Венгрия, Украина, Белоруссия, Кавказ – это путь семьи офицера, который и мне пришлось пройти. Не задумываясь, когда пришёл срок, подал документы на поступление в ОВЗРКУ. После окончания прошёл путь от начальника зенитно-ракетного расчёта до начальника отдела кадров училища, от лейтенанта до подполковника. В 2010 г. участвовал в мероприятиях по созданию на территории «зенитки» Оренбургского президентского кадетского училища. С 1 сентября того же года работаю начальником общего отдела учебного заведения.
2. – С рождения я жил и воспитывался в семье офицера. Каждый день видел отца в военной форме, знал, чем он занимается, рос в военных городках среди ребят из семей военнослужащих. Когда сам прошёл офицерскую школу, понял, что только в армии существует настоящая мужская дружба, товарищество. Армия лишена многих недостатков гражданской жизни. В ней высоки понятия чести, порядочности, дисциплины, ответственности, человеческого достоинства. Все эти качества воплощает в себе настоящий офицер.
3. – Я уже, вроде, ответил на этот вопрос. Добавлю – любить Родину. Без этого не будет готовности её защищать, а значит и офицера не будет.
4. – Очень сложно выделить одно событие. Вся жизнь курсантская – цепь ярких, запоминающихся событий. Одно из первых: начальник училища полковник Вербицкий объявляет от лица мандатной комиссии о моём зачислении. Затем – курс молодого бойца, жизнь в палатках, кроссы, стрельбы, полоса препятствий, первый вкус настоящей армейской жизни. А как забыть волнующий момент принятия присяги? А первый караул и боевое оружие в руках? А погоны лейтенант на плечах и мысль: я всё выдержал и четыре года прожил здесь не зря? Всё это для меня дорого и свято.
5. – Общее у курсантов и кадет то, что многие из вас, так же, как и мы в своё время, хотят продолжить семейные традиции и офицерские династии: и деды, и отцы учились здесь, и ребята готовят себя к армейской жизни. Этому способствуют и ваши воспитатели: более шестидесяти из них – бывшие офицеры и выпускники Оренбургского высшего зенитного ракетного училища. Они знают военные традиции и прививают их вам. У нас общая земля и общая судьба.
Интервью подготовили и провели кадеты, воспитанники секции газетной журналистики Егор Тёлин, 6Б и Александр Андрюсюк,8Г.