Третий этап образовательного проекта «От Руси к России. Русь XVI-XVII веков» состоялся в Оренбургском президентском кадетском училище.
Каждый новый этап превращается в настоящий праздник для кадет и педагогов. Перед началом очередного театрализованного представления в концертном зале приветствовала инициатор и руководитель проекта, получившего известность и за пределами Первого президентского, директор училища, доктор исторических наук, профессор Татьяна Олеговна Машковская.
Она напомнила, что проект выполняет сразу несколько задач. Углубление знаний кадет об истории своего Отечества, зарождении и становлении древнерусского государства, а затем и многонациональной России – лишь одна из главных установок.
— Мы не сможем уверенно двигаться в будущее, не зная нашей общей истории, не понимая сути происходивших в ней событий, — подчеркнула Татьяна Олеговна.
Но кроме этого проект помогает ещё и по-новому, творчески преломлять образовательный процесс, обогащая его новыми приёмами и методами подачи учебного материала. События, разворачивающиеся сначала в древности, а потом и в средние века, выступают историческим фоном, на котором каждая предметно-методическая кафедра может интегрировать школьные дисциплины в историческую реальность соответствующей эпохи. Третий этап проекта это Русь XVI-XVII веков – периода, вобравшего в себя эпоху Ивана Грозного, «Смутное время», окончательное формирование централизованного многонационального государства с названием Россия. Это время подъёма культуры, науки, экономики, общественной и философской мысли. Исходя из этого, третий этап образовательного проекта открывал широкие возможности для творческой реализации и каждого воспитанника, и каждого педагога.
Первой стартовала кафедра истории. Преподаватели написали сценарий, а ребята великолепно сыграли путешествие в русское средневековье двух кадет. Театрализованное действие получилось ярким, живым, познавательным и не лишённым юмора.
— Вы чьи будете? – спрашивает невесть откуда взявшихся мальчишек Грозный царь. – Дворцовые?
— Нет, президентские, — отвечают заблудившиеся во времени кадеты.
Кроме этого, весь зрительный зал участвовал в исторической викторине по предыдущим этапам проекта «От Руси к России». Вывод: ребята хорошо помнят даты, имена и факты.
После историков на сцену вышли члены Научного общества воспитанников «Эрудит». Две команды — «Московский Кремль» и «Оружейная палата» — сошлись, чтобы помериться силами в интеллектуальной схватке. Точнее и быстрее соперников отвечали члены команды «Оружейная палата». Они и стали победителями.
Второй день третьего этапа образовательного проекта «От Руси к России» был посвящён внешней политике Ивана Грозного.
«Поиск истины» — так назвали преподаватели предметно-методической кафедры театрализованное действо с привлечением видеоматериала и викториной для зрителей. Исторические эпизоды, живо и живописно воскрешённые кадетами на сцене концертно-спортивного зала училища, заставили зрителей погрузиться в глубины XVI века и оказаться в русском государстве в один из самых непростых периодов его развития. В муках и противоборстве зарождаются и выстраиваются дипломатические отношения Руси эпохи Ивана Грозного с северными соседями. Русский царь — то начинает победоносную войну, а то проигрывает и ищет оскорбительного перемирия, то открывает беспошлинную торговлю с Англией, а то ссорится с её королевой…
«Едино государство, когда един народ!..» Этот вывод вместе с героями театрализованного действа сделали и зрители-кадеты в третий день.
На этот раз в центре внимания оказалась эпоха, получившая название «русской смуты». Она вместила в себя правление Бориса Годунова, появление бесчисленных царей-самозванцев, оккупацию Москвы и освободительное движение народного ополчения под руководством Минина и Пожарского. Обо всём этом в красочной форме, используя и театрализованные формы, и видеоматериалы, и закадровые комментарии рассказали со сцены юные актёры-кадеты в соответствии со сценарием, написанным предметно-методической кафедрой русского языка и литературы. Не мудрено, что содержательная сторона мероприятия была на высоте: филологи пустили в оборот богатейшую фактуру – от фрагментов пушкинского «Бориса Годунова» и рылеевского «Ивана Сусанина» до современного поэтического переложения знаменитого воззвания Кузьмы Минина к нижегородцам.
В результате и артистами, и зрителями была прочитана и пережита еще одна волнующая, полная драматизма и трагического накала страстей, гражданской боли и мужества историческая страница нашей родины.
Четвёртый день был посвящен грандиозным событиям, связанным с покорением и освоением бескрайних просторов Сибири и Дальнего Востока.
Рассказ об этом периоде русской истории кадеты вели под руководством преподавателей предметно-методической кафедры естественных наук и математики. Театрализованное представление с элементами игры, логические и математические задачи с использованием старинных русских мер весов и длины, интересные видеоматериалы и разгульная ярмарка, на которой оказался весь зал, – так, если вкратце, выглядело масштабное мероприятие, состоявшееся на сцене концертного зала училища.
Живописным и драматичным предстал благодаря стараниям юных актёров-кадет поход Ермака, положившего к ногам русского царя сибирское подданство. На фоне географических открытий и присоединения к России новых обширных территорий происходило расширение экономических связей между различными регионами нашего государства. Развитие городов сопровождалось расширением ремёсел, углублялась специализация, наблюдалось возникновение мелкотоварного производства. Возрастала роль купечества, появились ставшие впоследствии знаменитыми ярмарки, на которых велась крупная оптовая и розничная торговля. Всё это нашло отражение в материале образовательного проекта «От Руси к России».
Прикладной характер носила спонтанная, по ходу театрализованного действия возникавшая викторина, рассчитанная на знание исторических деталей и артефактов исследуемого периода времени. Ребята также состязались в знании средневековых сословий, расшифровывали секретное письмо, записанное с помощью старинного кода. Неожиданно в нём оказалось… поздравление с днём рождения инициатора и руководителя образовательного проекта «От Руси к России» директора Оренбургского президентского кадетского училища, доктора исторических наук, профессора Татьяны Олеговны Машковской. Зал стоя аплодировал имениннице, а исторические персонажи сошли со сцены, чтобы подарить цветы. Так неожиданно замкнулось кольцо времён, и из XVI века все вновь перенеслись в наши дни.
Пятый, завершающий день проходил под диктовку предметно-методической кафедры физической культуры. Концертно-спортивный зал училища превратился в поле битвы. В спортивно-исторической игре «Освобождение Москвы от поляков в 1612 г.» участвовала добрая половина кадет училища. Это было самое массовое мероприятие третьего этапа проекта. Знаменитые исторические события XVII века преломлялись через спортивное иносказание. Например, набор бойцов в народное ополчение Минина и Пожарского выглядел как преодоление полосы препятствий, штурма крепости и других испытаний: русское войско должно состоять из сильных и ловких воинов! А схватка с поляками представляла собой череду спортивных единоборств: выталкивание соперника из круга, битву подушками и другое.
В конце концов всё закончилось штурмом Москвы, да таким активным и азартным, что в результате натиска с обеих сторон рухнули Покровские ворота! Завершилось мероприятие, а с ним и очередной этап проекта «От Руси к России. XVI-XVII вв.».
На сцене поляки и русские ополченцы перестали враждовать, потому что вновь стали сами собой – кадетами Первого президентского, почти целую неделю путешествовавшими во времени, сыгравшими и пережившими вместе со всеми драматические и трагические, но в то же время такие величественные и славные страницы нашей истории! Лучшие участники проекта были награждены прямо на поле недавнего сражения. Награды – дипломы и грамоты – вручал ребятам не кто-нибудь, а сам государь крепнущего и уже централизованного государства. Сыграл образ обобщенного царя десятиклассник Дмитрий Ихнев.
Закончен этап, но не закончен проект: впереди новый период истории, а значит новые приключения и новые открытия.
Дмитрий Ихнев, 10В.