Однажды иду после обеда по коридору учебного корпуса мимо кабинета математики и вдруг слышу… английскую речь. Дверь приоткрыта. Смотрю, а на доске вместо формул и уравнений… кроссворд.
В чем дело? Может, я что-то напутал? Да нет, на табличке ясно написано: кабинет математики. Дождался конца занятий и познакомился с преподавателем. Василий Николаевич Карельский – педагог молодой, как и большинство в нашем училище, но творчески ищущий. Кадеты, особенно те, кто увлекается точными науками, очень его уважают. Потому что преподаватель математики не замыкается на традиционных методах подачи материала, а постоянно ищет новые, популярные подходы или так освежает обычные приёмы, что они выглядят совсем по-новому. Обучай, играя, и играй, обучая, — таков принцип математика Карельского. В самом этом определении нового ничего нет. Суть в наполнении.
— На днях слышу высказывание в духе юмориста Задорнова. «Какие все американцы тупые! Я бы у них у них точно был отличником», — то ли в шутку, то ли всерьёз говорит кадет.
— А давайте посмотрим, так ли это на самом деле, — говорю я и предлагаю классу решить кое-что из экзаменационных заданий, которые выполняют их американские сверстники. Ребята с азартом бросились решать заморские задачки: никому не хотелось выглядеть «тупее» американцев. Оказывается, совсем они не тупые и есть у них чему поучиться. То же самое можно сказать и в отношении англичан. Я давно изучаю и сравниваю нашу ГИА и экзаменационные системы англоязычных стран. Вижу плюсы и минусы тех и других. Интересуюсь и олимпиадной математикой в разных странах, а также конкурсами для школьников, организуемых знаменитыми университетами — Стэнфордским, Гарвардским и другими. Оригинальное и новое, а особенно занимательное – применяю на своих уроках.
Так вот откуда кроссворд на уроке математики! Но почему на английском языке?
— Всё началось с того, что после первого года учёбы в училище на летней практике в пару к моему предмету не хватило преподавателя английского языка. Спросили, не смогу ли я совместить и то, и другое? Так я впервые ввёл в преподавание элементы иностранного. Получилось интересно, необычно и полезно особенно для тех, кто совершенствует английский. С тех пор на дополнительных занятиях практикую этот приём. Каждую неделю готовлю новые занимательные задания – головоломки, кроссворды, ребусы, шуточные задачки… Но занимательность – на самоцель, а средство продвижения материала для лучшего его усвоения.
Константин Крылов, 9Б.