Вопреки пословице оренбургская художница создаёт из зыбучего материала шедевры.
Александр Старых
По легендам индейцев племени наваха камни рождались из грохота грома и падали с небес на землю. Через тысячи лет старые валуны рассыпались в прах и становились пустыней. Песок рождал миражи и музыку. Бедуины веками живут среди призрачных картин и слушают гипнотические песни пустынной фата-морганы…
Анна Владимировна Степанова лучше других знает, что песок живой и музыкальный материал — пластичный и подвижный, говорящий и певучий. И никакая кисть не поспеет за рукой, рассыпающей песок и создающей рисунок. На подсвеченном снизу стекле возникает чудесная картинка, рождённая ладонью или пальцами, которая уже через минуту исчезнет навсегда под напором новых ассоциаций. Они, как миражи в пустыне, возникают из ниоткуда — из случайного сцепления музыки, настроения и пятен песка, — и диктуют новые картины и образы. Происходящие на глазах зрителей метаморфозы похожи на рождение анимационного фильма.
В Оренбургском президентском кадетском училище, где Степанова преподаёт изобразительное искусство, картинки с её волшебного стола проецируют на большой экран над сценой концертного зала. Дети и взрослые всегда заворожено наблюдают за превращениями песка. Просачиваясь сквозь пальцы художницы, обычный строительный материал, становится лесом, звёздным небом, лицом девушки, двуглавым орлом… Последний, кстати, «взлетел» на экран училища, когда Анна Владимировна придумала историю песочного фильма для сопровождения песни «Кадетский вальс» в исполнении девятиклассника Антона Мальцева. Дамы, кадеты, балы, юнкера – всё соответствует стилистике и содержанию песни, и в тоже время это уже другая история, со своим сюжетом и наполнением. Ошибаться и опаздывать нельзя – всё в унисон и всё в резонанс, всё на слияние и всё на разрыв! Двуглавый орел, возникающий на экране в финале, – эмоциональная точка, объединяющая песочную и песенную истории. Эффект это вызывает настолько сильный, что зрители не всегда удерживаются от слёз.
В последнее время в разных городах стали возникать песочные шоу, собирающие целые залы. Искусству, родившемуся под руками американки Кэролайн Лиф, когда она создавала анимационный фильм «Петя и Волк», уже тридцать лет, но классных специалистов, способных творить таким образом, в мире пока лишь единицы.
— Надо не только уметь рисовать и иметь графическое видение мира, — объясняет Степанова (Анна Владимировна – член Союза художников России, иллюстратор книг, создатель книжек-раскрасок, участник коллективных выставок, победитель городского педагогического конкурса «Сердце отдаю детям», 2005 г., недавний финалист конкурса «Педагог года» Министерства обороны РФ), — нужен ещё и дар импровизации, богатое воображение, ассоциативное мышление. Надо уметь придумать историю, образ, символ, заставить зрителя сопереживать происходящему на экране.
И, конечно, добавим мы, необходимо особое чувство мелодии, ритма, ведь песочные сюжеты всегда создаются под музыку. Они или иллюстрируют её или рождаются под её влиянием.
Новому искусству Степанову никто не учил, секреты постигала сама, изучая опыт других. В прошлом году директор училища Татьяна Олеговна Машковская, увидев, что её преподаватель опробует новую художественную технику, привезла из Москвы купленный в художественной мастерской специальный кварцевый песок. А в этом году по её указанию выделен отдельный кабинет, а в нем десять специальных столов – чтобы кадеты тоже могли придумывать песочные мультики.
В арсенале у Анны Владимировны уже несколько историй, сопровождающих музыкальные произведения. Кстати, у нее появился помощник, сотворец — шестиклассник Лев Кожин: «Кадетский вальс» они исполняют теперь в четыре руки.
…Звучит мелодия, и руки начинают волшебный танец с песком. Особая пластика кистей и кончиков пальцев напоминает полёт. Рождается образ, сопровождающий песню, но, кажется, что уже не песок сопровождает музыку, а музыка приветствует рождение чуда.