В Оренбургском президентском кадетском училище знают, как научить любить Родину.
Александр Старых
Вы любите Родину, гордитесь её историей и считаете себя патриотом? Эти чувства естественны для любого полноценного россиянина.
«Наше всё» Александр Сергеевич по этому поводу однажды вынес вердикт: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости». А в письме к П.Я. Чаадаеву Пушкин поклялся честью, что «ни за что на свете не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков». Но, положа руку на сердце, многие ли из нас могут назвать или отделить в сознании события, происходившие на Руси в IX веке, от тех, что были, скажем, в веке XII?
— Как можно любить Родину и почитать государство, не зная истории? – этот вопрос доктор исторических наук Татьяна Машковская, год назад ставшая директором первого в стране Оренбургского президентского кадетского училища, задаёт с недоумением. Вырастить за семь лет обучения из кадетов будущих военных, государственных деятелей и просто прекрасно образованных, духовно и нравственно сформированных личностей, готовых служить России верой и правдой на любом жизненном поприще, невозможно без воспитания в них патриотического чувства.
В разной мере любой настоящий школьный педагог старается прививать это чувство на своих уроках. Но в силу специфики нашего образования происходит это чаще всего фрагментарно, спонтанно и непоследовательно. В президентском кадетском училище придумали историко-образовательный проект, который обещает стать интересным различным учебным заведениям во всероссийском масштабе, потому что позволяет интегрировать воспитательную работу в учебный процесс. В наши дни, после десятилетий попыток превратить наше общество в иванов, не помнящих родства, лишить его собственной истории, национального достоинства и опошлить само понятие патриотизма, этот проект выглядит особенно актуальным. Назвали его по известной строке историка Льва Гумилёва — «От Руси к России». Каждая неделя посвящена определённому периоду истории русского государства.
…После звонка на перемену мальчишки, высыпав в коридоры, не бросаются играть в чехарду, бегать друг за другом, а сосредоточенно изучают «секретную» информацию, отмечают ориентиры на картах и прокладывают на ней маршруты, а потом гурьбой или поодиночке устремляются по одним только им ведомым направлениям. Идёт поиск «похищенных из палат киевского князя Владимира верительных грамот». Грамоты, в конце концов, находят все, но это ещё не победа. Надо суметь расшифровать обретённые послания, которые в результате оказываются христианскими заповедями. Увлекательную лингвистическую игру «Послы и толмачи» в рамках тематической недели «Древнерусское государство» предложили воспитанникам преподаватели кафедры иностранных языков.
А педагоги кафедры физкультуры и спорта организовали для воспитанников доставку «Письма от князя Олега в Константинополь». «Вещий» князь, покоритель Цареграда, по сценарию отправляет к византийскому императору послов с дружинами. Кто первый доставит письмо, тот и победил. Но сделать это не так-то просто. На пути участников спортивно-исторической игры встречается множество препятствий. Надо «переплыть Днепр» (заплыв в бассейне вольным стилем и с препятствиями), «преодолеть Русское море» (соревнования на лодках в том же бассейне), а ещё «отбиться от хазар», «одолеть полян», «пройти Переяславль и Витичев», «проскочить через камнепад», а значит, умело стрелять из лука, точно в цель метать дротики и копья, преодолевать лабиринты и беговые барьеры и являть другие чудеса ловкости и сноровки.
Украшением тематической недели «Крещение Руси» стало театрализованное представление о выборе религии князем Владимиром. Семиклассники под руководством преподавателей всё той же кафедры иностранных языков разыграли целый спектакль на известный сюжет, демонстрируя в роли иностранных послов не только незаурядное актёрское мастерство, но и великолепное владение английским, немецким, французским и даже греческим и арабским языками.
Каждый день после занятий, включая вечера, преподаватели и их воспитанники погружаются в историческую эпоху. Сегодня это древняя Русь, завтра — объединение русских земель вокруг Москвы и так до наших дней.
— Если не хватит учебного года, проект продолжится в следующем, — комментирует Татьяна Олеговна.
Участники проекта, который по-настоящему захватил и преподавателей, и воспитанников, признаются, что они открывают для себя новые, неизвестные доселе знания. Вживаясь в роли исторических персонажей, ребята не просто сценически воплощают сюжет, но и выражают своё отношение к происходившим когда-то событиям.
«Ярмарки на Руси», выставки поделок «Город мастеров», защита стендовых научных проектов, викторины и конкурсы не прекращаются ни на один день.
— Своё место в этой игре-работе находят преподаватели всех кафедр – и математики, и биологи, и химики, не говоря уже об историках и литераторах, — говорит о проекте его инициатор Татьяна Машковская. — Это позволяет не только систематизировать исторические знания, но и, погружаясь в эпоху, изучать её комплексно – на бытовом, социальном, культурном, религиозном и других уровнях. Возникают межпредметные связи. Через исторический дискурс происходит объединение литературы, истории, музыки, спорта и других общеобразовательных дисциплин. Всё, что ребятам предстоит изучать потом в старших классах – на уроках литературы, истории, географии, – будет иметь уже историческую проекцию и глубину. А значит, знания станут более полноценными, а любовь к Родине, воспитание которой является одной из главных целей проекта, более осмысленной и осознанной.
…«Россия начиналась не с меча, она с косы и плуга начиналась», — читает со сцены стихи юный кадет. После нескольких недель погружения в эпоху древнерусского государства, он знает это уже точно, а потому голос звучит убедительно и весомо.
Более половины детей приехали в Оренбургское президентское кадетское училище со всей России — из Челябинска, Омска, Томска и даже маленькой и далёкой Югры. Это ребята из обычных семей, а также дети военных-отставников, участников военных конфликтов, сироты, из малоимущих семей и т.д. Географическая разобщённость различных городов большой страны преодолевается возникающим в ходе реализации проекта чувством исторической общности всех и каждого её жителя: мы – одна нация, у нас одна история, одна страна, которую нам оставили предки, и одно будущее, которое нам предстоит создавать вместе.
По-моему, это и есть патриотизм.